ОФП / A. Об обучении психотерапии и этом пособии

A. Об обучении психотерапии и этом пособии

Несколько слов о работе психотерапевта
Работа феноменологически ориентированного психотерапевта — это деятельность, которую невозможно делать хорошо, действуя по заготовленному алгоритму. Психотерапевт, в процессе своей работы, «пропускает через себя» большой объем слов клиента, собственных наблюдений и эмоциональных впечатлений о нем — и на основе всего этого выбирает то, что будет делать. Этот объем «информации для анализа» по определению больше, чем может поместиться в сознание, и для его обработки необходима скорость значительно большая, чем скорость формальной логики. Из этого, для нас следует важный вывод: психотерапевт работает не логикой, а «душой» — некоторым особым натренированным «наитием», которое в отличие от логики, способно эффективно обработать такой объем «информации».

Как учиться психотерапии?
Из вышесказанного есть следствия для обучения. Т.к. нас больше интересует «развитие наития», а не «освоение логики», то нам важно и в процессе обучения, больше опираться на переживания и впечатления, чем на схемы, идеи или мысли. Например, нам обычно бесполезно стараться что-то запомнить или заучить. Но наоборот, очень полезно:

  1. Пробовать разные психотерапевтические приемы на себе, выступая клиентом. А после этого, пробовать своими словами описывать, как и почему сработало то, что сработало. А что не сработало, не притягивать «за уши», а просто забыть.
  2. Пробовать, выступая терапевтом, повторить с клиентом то, что было в начале прочувствовано на себе. И после этого, пробовать своими словами описывать, что сработало, радоваться этому, запоминать, всем рассказывать и размышлять о том, что можно было бы сделать лучше.

Думать своей головой, и делать только то, что понятно
В процессе обучения, мы что-то понимаем хорошо, а что-то не понимаем — и это нормально. Будет правильным всегда, пробовать делать только то, что вам в полной мере понятно. Нет ничего страшного, если вы будете останавливаться, думать и обращаться за помощью, но старайтесь никогда не действовать механически, а делать только то, что вы понимаете.

Соглашение о названиях
В этом тексте, по крайней мере, в его первой версии, слова: психолог, психотерапевт, терапевт — употребляются как синонимы и обозначают специалиста с психологическим или медицинским образованием, обученного практической работе с людьми в краткосрочном и долгосрочном формате.

Я также употребляю как синонимы слова (синонимы те, что в одной строке):

  1. чувства, переживания;
  2. агрессия, раздражение;

Условные обозначения и комментарии к упражнениям
Несмотря на то, что инструкции для упражнений приведены непосредственно в тексте пособия, мне кажется выполнять их полезнее после объяснения упражнения на семинаре. Дело в том, что многие небольшие детали при всем желании плохо передаются печатным текстом.
Подчеркиванием в описании упражнений, я буду выделять основные реплики, которые нужно обязательно произносить, без них упражнение не будет соответствовать своей цели. Можно сказать, что все остальное в инструкциях к упражнениям носит рекомендательный характер.
Если в самом упражнении не сказано иного, это значит, что упражнение рассчитано примерно на 7 минут в одну сторону.

Условные обозначения

  1. «0: …» — реплика терапевта/директора; «1: …» — реплика клиента/протагониста
  2. «%2» — упражнение, выполняемое в паре

 

© Павел Корниенко. Основы феноменологической психотерапии. Редакция: v1-173.

» Написать отклик про текст (буду благодарен)
» Перейти к оглавлению всего пособия