ОФП / C. Взаимодействие с сознательной активностью клиента

Павел Корниенко. Основы феноменологической психотерапии. Редакция: v1-173

Оглавление раздела

C. Взаимодействие с сознательной активностью клиента

 

C. Взаимодействие с сознательной активностью клиента

Активность клиента

Когда клиент обращается к терапевту, он зачастую не знает, что ему делать на консультации, чтобы это принесло ему пользу. В этой неопределенной ситуации, клиенты начинают опираться на известные им стереотипы.  Например, начинают  делать что-то похожее на то, что делают у врачей — жаловаться, рассказывать о своих проблемах и надеяться на лечение. Или, опираясь на фильмы о психоаналитиках, —начинают рассказывать о своем прошлом, в расчете, что это как-то поможет. По этим примерам хорошо видно,  что тут дело не в том, что с клиентами что-то «не в порядке», а в том, что клиенты просто не знают, что делать на сессии. Поэтому важно, чтобы терапевт, научил клиента, что ему надо делать на сессиях, чтобы получать от психотерапии необходимую пользу. Тому, чему полезно научить клиентов, можно посвятить целую главу, сейчас же мы остановимся на одной из основных идей — психотерапия, это совместная деятельность клиента и психотерапевта.

Основная работа клиента на психотерапевтических сессиях — исследовать самого себя и ситуации своей жизни. Терапевту важно построить свое взаимодействие с клиентом так, чтобы с одной стороны помочь клиенту стать активным исследователем самого себя, а с другой — помогать ему это делать. Из этого уже ясно следует определение основной работы терапевта — «вдохновлять» клиента исследовать самого себя и ситуации своей жизни, и помогать ему в этом.

Активность клиента в стремлении понять себя и свои сложности важна на протяжении всей психотерапии. И одна из базовых задач терапевта — обучать этому клиента и постоянно поддерживать эту активность в нем. А обучение этому, в свою очередь — достаточно кропотливый и долгий процесс. Тут хорошо подчеркнуть это метафорой: когда ребенок учится писать, взрослому недостаточно теоретически объяснить ребенку как это делается… когда маленький человек учится чему-то новому для себя, часто необходимо сидеть с ним рядом, помогать, предлагать ему прописи, поддерживать и хвалить за успехи. Также и с активностью клиента — обучаться быть активным исследователем самого себя — иногда долгий и кропотливый процесс.

Если это получается, и клиент сам становится исследователем самого себя, а терапевт только помогает ему — это решает множество проблем. Например, клиент не рискует попасть в зависимость от терапевта, а лишь развивает уверенность в собственных силах. Или, например, такое распределение ролей минимизирует вероятность появления сопротивления и многое другое.

Как поддерживать собственную активность клиента?

Помогать клиенту быть активным соучастником терапевтического процесса можно многими средствами, например:

  • Спрашивать клиента о том, куда он хочет двигаться в психотерапии, и в разумной степени разделяя с ним ответственность за поддержание движения именно в эту сторону.
  • Обсуждать с клиентом стратегии психотерапевтической работы и гипотезы психотерапевта. Обсуждая с клиентом это, терапевт делает его более равноправным участником психотерапевтического процесса.
  • Задавая клиенту вопросы, которые стимулируют его собственную сознательную активность по отношению к самому себе.

И как не трудно догадаться — если не предпринимать действий направленных на более активное включение клиента в психотерапевтических процесс, то одно это уже может подавлять его собственную активность.

Далее в упражнении можно попробовать «надеть роль психотерапевта» и потренироваться задавать вопросы, которые стимулируют собственную сознательную активность клиента по отношению к самому себе.

Упражнение C1. %2 Проба роли «вдохновляющего на самоисследование»

  • Идея упражнения: терапевт пробует побыть в роли «внимательного помощника в собственном самоисследовании клиента»
    • (Чтобы было еще ярче, сравните нужную роль, например, с ролью «психолога-эксперта, решающего проблемы клиента»)
  • Терапевт, примеривается к «роли терапевта» и предлагает клиенту:
    • 0: Я здесь, чтобы помогать тебе лучше понимать самого себя и вдохновлять тебя на это. И ты можешь выбрать ситуацию, мысль, переживание, текущее состояние или проблему про которую тебе было бы интересно сейчас понять больше и я готов помогать тебе в этом процессе.
    • Если нужно, то перед первым вопросом можно предложить:
      • 0: Не спеши, попробуй выбрать, что для тебя важно сейчас. Или, возьми себе паузу и просто начни произносить вслух, то что начинает приходить в голову — и может тогда постепенно будет становиться яснее про что тебе интересно сейчас.
  • Терапевт, оставаясь в «роли терапевта» помогает клиенту, активизируя его активность:
    • 0: Что тебе интересно понять про это?
    • 0: Про что тебе интересно больше понять?
    • 0: Почему это для тебя важно?
    • 0: А может быть, прямо сейчас тебе удается что-то больше про себя понять?
    • Если вдруг терапевт не будет знать, как поддержать разговор, он всегда может попросить клиента «рассказать больше» про последнюю тему.
  • Завершение (выделите на него 1,5 минуты в конце)
    • 0: Удавалось ли тебе чувствовать самого себя исследователем своих сложностей?
    • 0: Что для тебя оказалось интересным в этом разговоре?

«Магия вопроса»

Любой заданный вопрос, в каком-то смысле, уже стимулирует активность клиента — стимулирует его начать думать. Особенно, если вопрос задан «уважаемым человеком». А человек, к которому клиент сам обратился за помощью — становится «уважаемым» уже только из-за этого. Далеко не всегда, вопросы психолога, содержат в себе какую-то особую «гениальность по-содержанию» — часто они просто стимулируют клиента чуть больше подумать об очевидном. А благодаря тому, что вопрос задан живым человеком, в живом разговоре — клиенту может быть проще самому себе ответить на него до конца, и удивиться тому, насколько на поверхности был искомый ответ. Вот несколько примеров вопросов, которые часто обладают таким эффектом — прочитайте их медленно, вдумайтесь в каждый из них и вы почувствуете их психотерапевтический потенциал:

  • 0: Не являются ли твои сегодняшние переживания, следствиями того, что у тебя произошло что-то в жизни в последнее время?
  • 0: Если бы ты говорил [этому человеку] о своем переживании, как бы точно и целиком звучала твоя фраза?
  • 0: Что тревожит и гнетет тебя, среди всех твоих сложностей, больше всего?

 
Внимательный читатель заметит, что хорошие вопросы не только стимулируют активность клиента, но зачастую и усиливают его переживания. Необходимость ответить на вопрос, возникающая в коммуникации с терапевтом, часто помогает клиенту встретиться с переживаниями, которые он до этого удачно избегал. А сам вопрос и ситуация диалога, становятся для него поддержкой и помощью в этом.

Но главный вывод таков: даже простые вопросы зачастую обладают психотерапевтическим эффектом, и важно не смущаться их задавать, чтобы стимулировать клиента думать, переживать, искать и находить ответы.

Совместность психотерапевтической работы

Кроме необходимости поддерживать активность клиента, психотерапевту необходимо следить еще и за совместностью их психотерапевтической работы. Совместность — это когда терапевт с клиентом, двигаются в согласованном и нужном клиенту направлении. Технически, совместность психотерапевтической работы достигается следующими средствами:

  • Психотерапевт открыто обсуждает с клиентом цели, задачи и направление психотерапевтической работы. И терапевт стремиться помогать клиенту именно в том направлении, которое нужно клиенту.
  • Психотерапевт постоянно проверяет у клиента, в правильном ли направлении они движутся.
  • Психотерапевт вместе с клиентом рефлексируют сделанную работу, и корректируют планы на будущее, если это требуется.
  • Если потребности клиента не совпадают с возможностями психотерапевта — психотерапевт и клиент открыто обсуждают это, пока не придут к соглашению или не решат окончить работу.

Если присмотритесь к перечисленным выше средствам поддержания совместности, вы можете заметить, что они похожи на средства поддержания активности клиента. Это, собственно говоря и есть та причина, по которой активность клиента и совместность психотерапевтической работы поддерживается зачастую одновременно. Но, несмотря на то, что  активность клиента и совместность психотерапевтической работы поддерживается зачастую одинаковыми вопросами — правильно будет их различать, иначе психотерапевт рискует потерять одно или другое.

Способы поддержания совместности и активности клиента

Классическими способами поддержания совместности психотерапевтической работы и активности клиента, являются специальные вопросы, которые по совместительству задают структуру самой психотерапевтической сессии.

В начале психотерапевтической сессии, принято узнать у клиента про то, какую тему он хочет обсудить сегодня. Как вы уже понимаете, это делается не только для совместности будущей работы, но и чтобы увеличить активность клиента. Вопрос о выборе темы может звучать так:

  • 0: Про какую тему тебе бы было важно поговорить, понять или что-то сделать сегодня?

Но, конечно, перед этим полезно сказать (см. предыдущую главу):

  • 0: Не спеши. Возьми себе немного времени, чтобы прислушаться к своему состоянию и попробуй попроговаривать вслух свои мысли и темы, которые для тебя потенциально могут быть сегодня важны.

Причем, одного только вопроса про тему, может быть совершенно не достаточно, чтобы клиент стал хоть немного активным участником терапевтического процесса. Клиент может назвать свою тему, и сразу отдать все управление психотерапевту. В этом случае, психотерапевту необходимо предпринимать уже специальные действия, направленные на более активное включение клиента в процесс их работы.

Во время психотерапевтической сессии, время от времени психотерапевту полезно проверять в правильном ли направлении они двигаются с клиентом. Это можно делать хоть каждые 10 минут, если терапевт сомневается в совместном курсе или считает полезным поддерживать активность клиента. Вопросы, которым это можно сделать таковы:

  • 0: Хочу проверить, в нашем разговоре, удается ли тебе что-то лучше про себя понимать?
  • 0: Говорим ли мы сейчас по то, про что тебе кажется полезным для тебя говорить?

Причем во время психотерапевтической сессии, полезно проверять не только курс совместной работы, но и то, удается ли клиенту и психотерапевту разговаривать о наиболее сложных переживаниях. Это можно сделать так:

  • 0: Удается ли нам говорить про наиболее сложное и важное, а не «ходить вокруг, да около»?

Завершая психотерапевтическую сессию, но когда еще есть 5-7 минут до окончания, полезно проверить совместность и поддержать активность клиента. Это может быть реализовано таким вопросом:

  • 0: Что интересного или важного было для тебя сегодня в нашей работе? Удалось ли тебе что-то лучше понять? Удалось ли нам сделать что-то полезное для тебя?

Проверить совместность и поддержать активность клиента до завершения сессии полезно по следующим причинам:

  • Если произошло расхождение в курсе, и клиент чувствует, что они с психотерапевтом говорили «не о том», то полезно обсудить это до окончания сессии. Во-первых, это дает психотерапевту возможность объяснить клиенту, почему он считает важным говорить именно об этом, и если это объяснение подойдет клиенту, то он может взять из сессии больше пользы, чем, если бы этого обсуждения не произошло. Во-вторых, если произошло критическое расхождение, то его все равно полезно обсудить и 1) договориться, о чем говорить в следующий раз, и 2) как поступать, чтобы не попадать в такие ситуации. Такое обсуждение всегда лучше, чем если клиент будет чувствовать неудовлетворенность после сессии, без возможности ее обсудить.
  • Когда психотерапевт спрашивает клиента про то, что ему удалось лучше понять — этот вопрос стимулирует клиента систематизировать и назвать словами результаты сегодняшней сессии. Такая активность клиента называется ассимиляцией и ей будет посвящен отдельный параграф дальше.

Важная деталь! Кроме всего описанного выше, постоянная проверка совместности дает еще один важный эффект — существенно уменьшает тревогу самого психолога, про то полезна ли его клиенту происходящая работа. Одного этого замечательного эффекта достаточно, чтобы не забывать постоянно делать вышеописанные действия.

Из примеров реплик перечисленных выше можно составить наглядный условный план поддержания совместности и активности в сессии.

Условный план поддержания совместности и активности в сессии

В начале: Обнаружение актуальных переживаний и выбор темы

  • 0: Не спеши. Возьми себе немного времени, чтобы прислушаться к своему состоянию и попробуй попроговаривать вслух свои мысли и темы, которые для тебя потенциально могут быть сегодня важны.
  • 0: Про какую тему тебе бы было важно поговорить, понять или что-то сделать сегодня?

Проверка курса и поддержание активности

  • 0: Хочу проверить, в нашем разговоре, удается ли нам говорить о том, что тебе важно?
  • 0: Хочу проверить, в нашем разговоре, удается ли тебе что-то лучше про себя понимать?

Проверка полноты эмоциональной включенности

  • 0: Удается ли нам говорить про наиболее сложное и важное, а не «ходить вокруг, да около»?

В конце: Завершение и ассимиляция

  • 0: Что интересного или важного было для тебя сегодня в нашей работе? Удалось ли тебе что-то лучше понять? Удалось ли нам сделать что-то полезное для тебя?

Упражнение C2. %2 Тренировка проверки курса и эмоциональной включенности

  • Клиент выбирает небольшую интересную для себя тему, о которой он хочет поговорить 5-7 минут.
  • Терапевт:
    • если надо, включает «режим обнаружения переживаний» и помогает клиенту выбрать тему;
    • слушает, помогает клиенту рассказывать, и стремится разворачивать его переживания.
  • Терапевт, основная задача:
    • Терапевту нужно, за время разговора, 4-5 раз проверить курс:
      • 0: Хочу проверить, в нашем разговоре, удается ли нам говорить о том, что тебе важно?
    • Терапевту нужно, за время разговора, 1-2 раза проверить эмоциональную включенность:
      • 0: Удается ли нам говорить про наиболее сложное и важное, а не «ходить вокруг, да около»?
    • Если терапевту сложно «перебить клиента» и найти момент, чтобы задать вопросы, то он может просто попросить в этом помощи у клиента — например, договорившись с ним заранее, что он иногда будет приостанавливать клиента и спрашивать то, что положено по заданию упражнения.
  • Завершение:
    • 0: Что для тебя оказалось интересным в этом разговоре?
  • Обсуждение (1 минута в конце):
    • Терапевт с клиентом обсуждают, как эти вопросы воздействовали на клиента и процесс разговора.

Ассимиляция

Ассимиляция — это особый процесс, когда клиент систематизирует, осмысляет и называет словами результаты проделанной психотерапевтической работы (обычно прошедшей сессии). Во время ассимиляции происходит своеобразное «присваивание» результатов произошедшей психологической работы. Необходимость такого этапа связанна с тем, что большинство психотерапевтической работы происходит на уровне переживаний — а этап ассимиляции призван «закрепить» ее уже на уровне понимания.

Самым ярким примером объясняющим, что такое ассимиляция и зачем она нужна для меня является история про устаревшие представления о любимой еде. У каждого человека есть представления о том, какую еду он любит. И опираясь на эти представления, он даже порой делает свой выбор с пользу той или иной еды. Но практика показывает, что если предложить человеку подумать и повспоминать, еду, которую он ел в недавнем времени — то может выясниться, что приносило удовольствие ему совсем не то, что он считает своей любимой едой. И если поговорить с ним про это еще немного, то может так оказаться, что в процессе этого разговора он изменит свои представления о любимой еде в соответствии с последними вкусовыми ощущениями. Внимание же здесь надо обратить на то, что без этого разговора его представления о любимой еде могу достаточно долго оставаться неактуальными и старыми. Так вот такой разговор, в котором эмоциональный и телесный опыт переходит в изменение представлений о себе и мире называется ассимиляцией.

Особые действия в особых случаях

Иногда встречаются такие клиенты, которые перекладывают всю ответственность за психотерапевтическую работу на психотерапевта. Например, такой клиент может хотеть от психолога конкретного совета, что ему делать. С такими клиентами сложно работать, и полезно разными способами помогать им становиться более активными участниками психотерапии.

Одним из базовых средств помогающих увеличивать активность и ответственность таких клиентов является тщательное обсуждение с ними, их запросов и ожиданий от психотерапии. Такое обсуждение не является панацеей, но в процессе его психотерапевт может договориться с клиентом о реальных задачах и планах на психотерапевтическую работу. А само обсуждение, уже, по сути, и является психотерапевтической работой для таких клиентов — оно помогает им стать более реалистичным и активным по отношения к своей психотерапии. Отсюда, кстати, становится понятно, что такого рода работа по предварительному контрактированию нужна не для всех клиентов, а только для тех, кто обладает слишком завышенными или нереалистичными запросами к психотерапии.

Второй классической проблемой является сам момент сессии, когда клиент спрашивает психотерапевта:

  • 1: Что мне делать в этой ситуации?

Множество начинающих психотерапевтов испытывают сложности в такие моменты и их начинает «штормить» между желанием помочь клиенту, и желанием сказать «я не знаю, это тебе самому решать». Понятно, что и тот и другой ответы не слишком удачные в этой ситуации. Причем и то и другое побуждение психотерапевта важно и точное:

  • Клиенты действительно обычно не произносят эту реплику без крайней необходимости. А когда уже произносят, обычно им важно не почувствовать себя брошенными с проблемой наедине.
  • И одновременно с этим, конечно, психолог не может знать, что клиенту делать — найти ответ на этот вопрос сможет только сам клиент, а психолог — хорошо, если сможет этому помочь.

И на самом деле хороший ответ существует, и он как раз сочетает в себе и возможность не бросить клиента одного и необходимость активировать собственную работу клиента. Этот ответ может быть, например, таков:

  • 0: Да, ситуация сложная. Давай думать об этом вместе!
  • 0: Да, давай думать об этом! Если бы это было просто, решение бы уже давно нашлось.

Что может сделать психотерапевт?

Как уже говорилось раньше, клиенты довольно часто не знают, какую пользу они могут получить от психотерапии. Собственные ожидания клиентов часто бываю довольно нереалистичными. Например, клиенты, которые опираются в своих представлениях на фильмы о психоаналитиках — считают, что должны рассказывать о своем детстве. А, например, клиенты, которые вообще не видели никаких примеров, чаще всего берут за основу модель взаимодействия с врачом, у них психолог становится тем, кому надо все рассказать, кто поставит диагноз и будет лечить, а соответственно клиенту надо будет «покорно лечиться». Общее в этих клиентских представлениях о психотерапии одно — клиенты не понимают, как психотерапия работает и почему она помогает. А в наших интересах, чтобы клиенты как раз очень хорошо понимали, как психотерапия работает — чем лучше они будут это понимать, тем лучше будут ей пользоваться как специальной  «профессиональной услугой» на радость себе и терапевту.

Но самая большая опасность в том, что и терапевт, когда слушает жалобу клиента, не всегда сразу понимает, в чем именно он может клиенту помочь. И он может попасть в неприятную ситуацию — «согласится» делать что-то для клиента, что сам не слишком хорошо понимает. А это естественно будет плохо сказываться на ясности их работы. Хорошо, чтобы терапевт ясно понимал, чем он помогает клиенту и мог самому клиенту это очень просто и ясно объяснить — это полезно для обоих и для всей психотерапии.

Если попробовать назвать словами три наиболее простых вещи, которые терапевт может делать, а клиент может получить от психотерапии — они будут таковы:

  • Клиент может получить изменения своего переживания в какой-то конкретной ситуации/ситуациях его жизни.
  • Клиент может учиться изменять собственные действия в какой-то конкретной ситуации/ситуациях его жизни.
  • Клиент может получить изменения актуальных переживаний, с которыми он пришел на консультацию (которые могут быть связаны с ситуациями недавней жизни клиента, а могут быть и не связаны)

 

В первом и втором случае клиент с терапевтом сфокусированы на конкретных ситуациях в жизни клиента, только в первом случае на изменении переживаний, а во втором на поиске новых вариантов действия. В третьем случае клиент с терапевтом сфокусированы на текущем переживании клиента, и его изменение и является целью и результатом.
В некоторых случаях терапевт может про эти «три скромные возможности» клиенту непосредственно рассказать. Это может дать клиенту то, что: 1) он не будет ждать от терапии волшебных изменений; 2) он сможет лучше понимать, чем она может быть ему полезна и изменять свои запросы под нее; 3) он будет иметь возможность выбора того варианта направления изменений, который ему ближе.
Но вне зависимости от того, рассказывает ли терапевт об этих «возможностях» клиенту или нет, внутри себя, терапевту, всегда будет полезно на них опираться. И на каждой сессии, для самого себя понимать, что именно из трех возможностей он сегодня делает для клиента. Примерить эту логику на себя можно в следующем упражнении.

Упражнение C3. %2 «Три (скромных) возможности терапевта»

  • Клиент минут 5 рассказывает про некоторую ситуацию, которая с ним произошла и вызвала у него переживания, а терапевт ненавязчиво его расспрашивает.
  • Терапевт задает клиенту по очереди три вопроса, и предлагает поразмышлять вслух над каждым в течение 2-3 минут:
  • 0: Попробуй подумать, в этой теме, было бы для тебя полезно попробовать изменить твои переживания в каких-то конкретных ситуациях?
    • (... размышления и ответ клиента)
    • 0: Если да, то в каких ситуациях? И как бы тебе хотелось, чтобы изменились твои переживания?
  • 0: Попробуй подумать, в этой теме, было бы для тебя полезно попробовать изменить твои действия в каких-то конкретных ситуациях?
    • (... размышления и ответ клиента)
    • 0: Если да, то в каких ситуациях? И как бы тебе хотелось, чтобы изменились твои действия?
  • 0: Подумай, было бы для тебя хорошо и достаточно, чтобы твои текущие переживания про эту тему завершились?
    • (... размышления и ответ клиента)
    • 0: Если да, то как бы тебе хотелось, чтобы изменились твои переживания?
  • Терапевт задает клиенту вопрос, дает ему подумать и ответить:
    • 0: Какой из трех вариантов звучания твоей темы тебе наиболее подходит?
  • Завершение (выделите на эти вопросы 2 минуты в конце)
    • 0: Удалось ли тебе как-то лучше сфокусироваться в своей теме? Если да, то за счет чего?
    • 0: Что для тебя оказалось интересным в этом разговоре?

 

© Павел Корниенко. Основы феноменологической психотерапии. Редакция: v1-173.

» Написать отклик про текст (буду благодарен)
» Перейти к оглавлению всего пособия