ОФП / B. Взаимодействие с переживаниями клиента

Павел Корниенко. Основы феноменологической психотерапии. Редакция: v1-173

Оглавление раздела

B. Взаимодействие с переживаниями клиента

 

B. Взаимодействие с переживаниями клиента

Одно из самых старых определений психологической психотерапии таково: психотерапия — это «лечение разговором». Конечно за сто с лишним лет развития психотерапии, мы научились использовать «для лечения» уже не только разговор, но именно он по-прежнему остается главным каналом взаимодействия с клиентом, через который мы реализуем большинство наших психотерапевтических средств. С некоторой долей условности, можно сказать, что психотерапевтический разговор является продолжением развития обычного разговора, в котором появляются некоторые особенные черты и главной из них является — внимание к переживаниям клиента.

В психотерапевтической беседе особое внимание уделяется переживаниям клиента, и этот разговор специально устроен так, чтобы в нем проявлялись переживания, которые не проявлялись до этого.

Не трудно заметить, что по этому критерию, большинство социальных и бытовых разговоров устроено совершенно иначе. Например, во многих обычных разговорах участники вообще не интересуются переживаниями других. И естественно, в большинстве разговоров, люди не погружаются в свои переживания настолько, насколько это происходит в специализированных разговорах с психотерапевтом.

При этом, не всякий разговор о переживаниях полезен в психотерапевтической работе. В большинстве случаев, терапевтический разговор и не должен быть разговором «о переживаниях», а должен быть «непосредственным переживанием их». То есть, чаще всего, полезно не аналитически говорить о переживаниях, а их прямо и непосредственно переживать.
 
Такие действия психотерапевта, направленные на проявление переживаний клиента и их непосредственное переживание, я буду далее называть — разворачиванием переживаний.

Почему разворачивание переживаний так важно для психотерапии?

Разворачивание переживаний является необходимым условием эффективной психологической работы. Есть, по крайней мере, две очень простые причины, почему это необходимо:

  • Большинство клиентских проблем, и становятся «проблемами для клиента», как раз из-за присутствия в них эмоциональных конфликтов. В этом смысле, очевидно, что чтобы понять «проблему клиента», надо исследовать его переживания и эмоциональные конфликты.
  • Разворачивание переживаний связанных с проблемой клиента, увеличивает на сессии его переживания субъективного дискомфорта от этой проблемы и тем самым дает мотивацию для активной психологической работы.

 
И если с первой причиной все более-менее ясно, то о второй я напишу чуть более подробно:
 
Для того чтобы у клиента происходили какие-то изменения в результате психотерапии — клиенту необходимо не только на терапию прийти, но и активно на ней «работать». Причем такая работа требуется от клиента, как во время терапевтических сессий, так и после них — непосредственно в жизни. Именно поэтому эффективность психотерапевтической работы очень сильно возрастает, когда клиент испытывает сильный дискомфорт от волнующих его проблем, т.к. именно этот дискомфорт и выступает естественным мотивом для активной психотерапевтической работы. И поэтому, работать с клиентами важно о темах, где у клиента что-то «болит», где он чувствует «дискомфорт», т.к. именно в таких темах у клиента есть мотив к «работе» и изменениям.
 
А хорошая новость в том, что в подавляющем большинстве случаев, если человек все-таки заявляет некую тему, то где-то есть и волнующий его «дискомфорт» с нею связанный. И чтобы активировать процесс «работы над изменениями» у клиента, нам надо точку этого дискомфорта найти — т.е. разворачивать наиболее сложные переживания в предложенной теме.

Как разворачивать переживания клиента?

Что же такого делает психотерапевт, чтобы в психотерапевтическом разговоре проявлялись переживания клиента? Далее я опишу основные действия, которые может делать психотерапевт, направленные на это:

Поддерживать важность всех переживаний

На протяжении всей работы, психологу необходимо все время давать клиенту чувствовать, что все его переживания важны для психологической работы, даже самые «странные, глупые, неадекватные и нелепые». Т.е. для психолога, когда он работает, в принципе не должно существовать странных, глупых, неадекватных и нелепых переживаний клиента — любое переживание клиента должно быть услышано и воспринято. И очень часто, психологическую работу приходится начинать с того, что психотерапевт поддерживает право клиента переживать все то, что он переживает — дает ему ощущение, что его чувства «имеют право быть». А на любую реплику клиента в духе «у меня есть глупое переживание», нужен моментальный поддерживающий ответ:

  • 0: Переживание не может быть глупым, оно такое, какое есть. И если оно есть, про него важно говорить.

Присоединяться и разделять переживания клиента

Когда нам важны переживания другого человека, мы автоматически присоединяемся к ним. Например, грустим вместе с человеком, которому грустно, или боимся вместе с тем, кому страшно. Психологу необходимо вовлекаться в переживания клиента и в некоторой степени присоединяться к ним, т.к. только в такой среде большинство людей могут о своих переживаниях говорить. Такая «эмоциональная отзывчивость» психолога дает клиентам ощущение «разделенности» их переживаний, и поддерживает их разворачивание и углубление. Внешне это может проявляться, например, так:

  • Небольшое телесное отзеркаливание переживаний клиента;
  • Повторение последних слов клиента, повторяя его интонацию, громкость и скорость речи;
  • Подтверждение словами «да», «ага» тех моментов, когда клиент начинает говорить эмоционально.

В процессе обучения, полезно обратить внимание на то, присоединяйтесь ли вы к переживаниям клиента, и может быть даже осознано попробовать делать это сильнее. Но естественно, в непосредственной работе психолога все это происходит уже автоматически, как естественные проявления «эмоциональной отзывчивости» психотерапевта.

Расспрашивать о переживаниях

Естественно, клиента про переживания можно и нужно расспрашивать. Здесь хочется отметить две детали:

  • Вопросы о переживаниях не должны звучать безэмоционально или жестко, иначе они дают противоположный эффект. Представьте себе заданный ледяным и жестким голосом вопрос: «какие переживания у тебя появились в тот момент?» — и вы поймете его абсурдность.
  • Обобщенный вопрос «что ты чувствуешь?» — чаще вреден для нашей задачи, чем полезен. Этот вопрос зачастую только дезориентирует клиента, вместо того, чтобы помогать ему. Более подробному обсуждению этого вопроса «что ты чувствуешь?» будет посвящен отдельный параграф этой главы.

Расспрашивать клиента о его переживаниях можно, например, вот такими вопросами:

  • 0: Какое переживание у тебя появилось в тот момент?
  • 0: Опиши это переживание подробнее. В какой момент оно появилось?
  • 0: Что тебе захотелось сделать или сказать в тот момент, когда появилось это переживание?
  • Ну и естественно весь спектр вопросов на уточнение и разворачивание, например:
    • Испугался? => Чего? => Что хотелось сделать? => Покажи телесно.
    • Разозлился? => На что? => Что хотелось сделать/сказать? => Как бы это могло бы быть?
    • Обрадовался? => Чему? => Как это переживалось? => Покажи телесно.

Расспрашивать о событиях вызвавших переживания

Переживания у людей возникают не на пустом месте, а в результате того, что клиенты попадают в разные ситуации. Если нам удается правильно определить ситуацию, вызвавшую сильные переживания клиента, то дальше нам уже достаточно просто расспрашивать клиента о ней, чтобы все переживания клиента проявлялись сами. Расспрос о ситуации может выглядеть, например, так:

  • 0: Что там произошло? С чего все началось? А что потом?
  • 0: Что он сказал? А как он это сказал? Что произошло с тобой? А что ты ответил? А как ты это сказал?
  • 0: В какой момент этого события у тебя возникло больше всего переживаний?

Резюме. Обучение разворачиванию переживаний клиента

В этом пособии, много упражнений будет посвящено обучению разворачиванию переживаний клиента. В каком-то смысле, всю психотерапию можно назвать «умением разворачивать переживания клиента». Во избежание избыточных повторений, я не буду предлагать вам много упражнений на разворачивание переживаний прямо сейчас, т.к. они еще встретятся в рамках более узких  тем. Но все-таки, в завершение этого параграфа, я хочу предложить вам одно упражнение, на котором можно попробовать:

  • Присоединяться и разделять переживания клиента;
  • Расспрашивать клиента о его переживаниях, с помощью простого, но вполне работающего способа.

Упражнение B1. %2 Разворачивание переживаний через указание на слово в речи

  • Клиент выбирает для рассказа любой предмет, который ему нравится: елочная игрушка из детства, детская игрушка и т.д.
  • Терапевт, в начале:
    • Просит человека попробовать описать ему, что его привлекает в этом предмете, что ему нравится.
    • Стремиться стать «эмоционально отзывчивым», присоединяться и разделять переживания клиента.
  • Терапевт, основная задача:
    • Вслушиваясь в речь человека, терапевт выбирает из каждой второй реплики одно слово, за которым, как ему кажется, скрывается некоторый важный для человека эмоциональный опыт. Это место в речи может восприниматься терапевтом как:
      • эмоциональное;
      • смущенное;
      • трогательное;
      • тревожащее;
    • Выбрав такое слово, терапевт строит реплику следующим образом:
      • 0: Скажи немного больше про «[слово]».
    • Дополнительные варианты для разнообразия:
      • 0: Попробуй прислушаться к своему переживанию, когда произносишь «[слово]».
      • 0: Попробуй прислушаться к своему переживанию, лежащему за словами «[слова]».
  • Завершение (выделите на него минуту в конце)
    • 0: Что было для тебя интересным в нашем разговоре?

Два режима работы с переживаниями

Поддерживать переживания клиента в разные моменты нужно по-разному. Когда переживания клиента становятся сильными, от психотерапевта требуется устойчивость, смелость и активность. Но в моменты, когда переживания клиента «спрятались как улитка в домике», от психотерапевта требуется стать очень деликатным, ненавязчивым и поддерживающим самые маленькие проявления переживаний, чтобы «выманить» их на поверхность.

Это отличие в работе с переживаниями хорошо иллюстрирует сравнение с разведением огня. Когда мы разводим огонь, в начале, нам важно никак не потушить маленькое пламя — мы задерживаем дыхание, очень аккуратно подкладываем бумагу и даем ему разгореться. Но когда пламя уже разгорелось, нам нужны уже значительно более решительные действия, чтобы на огонь хоть как-то воздействовать. И когда уже нет риска потушить пламя, мы можем активно использовать его в соответствии со своими целями.

Примерно также устроена и наша работа с переживаниями клиента. Для эффективной работы, психотерапевту нужно уметь быть, по меньшей мере, в двух режимах работы с переживаниями:

  • Режим обнаружения переживаний / «Выманивания спрятавшихся переживаний»
  • Режим активного взаимодействия с переживаниями / «Движения навстречу переживаниям»

Практика показывает, что начинающие практику студенты чаще всего находятся или в одном, или в другом режиме, в то время как для полноценной работы нужны они оба, включаемые в нужной последовательности. Классические ошибки выбора не того режима выглядят так:

  • Когда клиент приходит к психотерапевту, в первые несколько минут он не переживает ничего очень ярко. Более того, в эти первые несколько минут многим клиентам зачастую сложно опознать, что с ними происходит, и что им важно. И если в такой момент психотерапевт задаст ему излишне настойчивый вопрос в духе: «что ты хочешь на сегодняшней встрече?» или «что ты чувствуешь?» — то такие вопросы могут только дезориентировать клиента. Но если психотерапевт даст клиенту время, не будет его торопить, и попросит, например, начать просто произносить вслух то, что приходит ему в голову, то через несколько минут у клиента активируется эмоциональная сфера и прямые вопросы уже станут доступными для него.
  • Когда клиент находится в сильных переживаниях, мы зачастую можем увидеть прямо противоположную картину — начинающий психотерапевт напуган, сверх аккуратен и находится скорее в ожидании, когда сильные переживания пройдут. В то время, как это и есть тот самый момент, когда возможно сделать главную психотерапевтическую работу — если добавить к деликатности психотерапевта еще устойчивость и смелость.

Режим обнаружения переживаний / «Выманивания спрятавшихся переживаний»

Этот режим работы бывает нужен во многих случаях, но наиболее частые из них таковы:

  • Клиент приходит на встречу с психотерапевтом без актуального переживания или готовой темы для работы.
  • Клиент приходит на встречу с психотерапевтом с четкой темой, но сформулированной давно. И на данный момент тема лишена самого главного — актуального «живого» переживания. Т.е. какое-то время назад тема была заряженной, но ко времени сессии «перегорела» или была вытеснена более «горячими» темами.

Технически режим обнаружения переживаний выглядит так. Чаще всего, в начале, психотерапевту важно немного приостановить и успокоить клиента, чтобы он взял себе время «побыть в пустоте», без необходимости что-то быстро отвечать.

  • 0: Не спеши. Возьми себе время. Дай себе прийти в себя.

После этого, психотерапевт может предложить клиенту как-то очень легкое задание, не требующее напряжения и не сбивающее собственное состояние клиента, например:

  • 0: Попробуй просто начать говорить вслух то, что приходит тебе в голову.
  • 0: Попробуй поназывать мысли, которые непроизвольно крутятся в голове.
  • 0: Попробуй поперечислять разные темы, про которые ты думал сегодня.

После этого, психотерапевт дает клиенту время, и стремится «не сбить» его переживания преждевременными вопросами. А когда клиент разговорится и его эмоциональность достаточно включится, они смогут переходить к следующему этапу работы.

Найти актуальные и живые переживания клиента важно потому, что без них не приходится рассчитывать на возникновение собственной познавательной активности клиента, так и собственного желания изменений. К сожалению, работая над темами, неактуальными в момент сессии, клиенты часто сами для себя снижают потенциальную полезность психотерапии.

Режим активного взаимодействия с переживаниями / «Движения навстречу переживаниям»

Но все-таки, основной режим работы психотерапевта — это режим активного взаимодействия с переживаниями. Как только эмоциональная сфера клиента достаточно активировалась и «разгорелась» (из метафоры с пламенем), в большинстве случаев от терапевта требуется активная работа по разворачиванию и исследованию переживаний клиента, и помощь ему в их проживании. От терапевта требуется аккуратно, но целенаправленно продвигаться вместе с клиентом к наиболее сложным местам и по направлению к наиболее сильным переживаниям.

В моем опыте работы супервизором, наиболее частая проблема, из-за которой у начинающих психотерапевтов не получалось делать учебные сессии полезными — это избегание в работе с клиентом наиболее эмоционально-сложных мест. Это выглядит так, что начинающие психотерапевты как будто опасаются вызвать у клиента слишком много переживаний и мастерски обходят все сложные места. И все бы было хорошо, если бы не тот факт, что психотерапевтическим эффектом как раз обладает соприкосновение с наиболее сложными переживаниями, а психотерапевт зачастую и нужен, чтобы помочь клиенту это сделать достаточно аккуратно и безопасно. Все вышесказанное не про то, что психотерапевт должен быть грубым и бестактным — наоборот, от психотерапевта требуется много чуткости и аккуратности, чтобы поговорить с клиентом про наиболее сложное и пугающее, но так, чтобы при этом не вызвать у клиента аффекта или неконтролируемой эмоциональной реакции, в которых действительно нет ничего полезного. Поэтому в нашей работе нам надо соединить в единое целое:

  • аккуратность, деликатность, внимание к состоянию клиента;
  • смелость, направленность на поиск сильных переживаний и готовность с ними встречаться.

Я приведу несколько вопросов психотерапевта, которые соответствуют этому режиму работы с переживаниями, сравните их с ненавязчивой стилистикой предыдущего режима:

  • 0: Что в этой теме для тебя наиболее сложно и неприятно?
  • 0: Что в этой теме вызывает у тебя больше всего опасений/раздражения/переживаний?
  • 0: Удается ли тебе сейчас рассказывать про то, что больше всего тебя волнует?

Очевидно, что вопросы этого типа требуют от психотерапевта хорошего сочетания смелости с деликатностью. Задавая их, психотерапевт как бы сообщает клиенту, что готов встречаться и выдерживать любые по силе переживания клиента — и рядом с таким психотерапевтом, клиенту становиться менее страшно встречаться с сильными переживаниями самому.

Резюме по двум режимам работы с переживаниями

Обратите внимание еще раз, что режим активного взаимодействия с переживаниями совсем не похож на режим обнаружения переживаний — но для работы нам нужны они оба в разные моменты времени. Если сказать упрощенно, то режим обнаружения переживаний нам чаще всего нужен в начале сессии, а режим активного взаимодействия с переживаниями — все остальное время работы.

Далее, для повышения эффективности обучения, я объединю в одном упражнении две учебных задачи. Я предлагаю вам потренировать навык обнаружения переживаний клиента, на примере наиболее типовой задачи — помощи клиенту находить актуальную тему в начале сессии.

Упражнение B2. %2 Помощь клиенту в обнаружении его актуальных переживаний

  • Идея упражнения:
    • Помочь клиенту обнаружить свои актуальные переживания, давая ему время и предлагая ему очень легкие вопросы. То же самое можно сказать словами: дать клиенту побыть некоторое время в контакте со своей «пустотой», «не спугнуть пустоту», а дать ему ее послушать и посмотреть какие темы из нее буду появляться.
  • Терапевт, в начале, предлагает клиенту:
    • 0: Не спеши, в этом упражнении особенно важно не спешить. Можешь попробовать поназывать вслух разные интересующие или волнующие тебя темы, которые потенциально могут оказаться важными или интересными для тебя сегодня. Попробуй не выбирать сразу какую-то одну тему, а немного поговорить о разных.
    • Если нужно, то перед первым вопросом можно предложить:
      • 0: Или, возьми себе паузу и просто начни произносить вслух, то что начинает приходить в голову — и может тогда постепенно будет становиться яснее про что тебе интересно сейчас.
  • Терапевт, в процессе:
    • 0: Скажи чуть больше про эту тему.
    • 0: Скажи больше о своих переживаниях про эту тему.
    • 0: Есть ли еще какие-то интересные тебе темы, мысли или переживания?
    • Если вдруг клиент сфокусирован на одной теме и совсем не переходит в другие, то можно попробовать «расширить обзор» по-другому:
      • 0: Какие тебе видятся подтемы внутри этой темы?
    • Терапевту важно расспрашивать не на углубление каждой темы, а на расширение количества тем, чтобы клиент поговорил про разные свои темы, прежде чем выбрать какую-то одну.
  • Завершение (выделите на эти вопросы 1,5 минуты в конце)
    • 0: Слушай, а попробуй сам для себя ответить, какая из перечисленных тобой тем вызывает у тебя больше всего переживаний? (обратите внимание, что этот вопрос уже принадлежит к другому режиму терапевта — «движению навстречу переживаниям»)
    • 0: Если бы ты из всего перечисленного выбирал тему, которая сейчас для тебя наиболее важна, что бы ты выбрал?
  • Обсуждение (еще 1 минута в конце):
    • Клиент пробует описать, как ему было в упражнении, как на него воздействовали расспросы терапевта в начале, и как на него воздействовал вопрос из группы «движения навстречу переживаниям» в конце.

Если это упражнение выполнять правильно, то 90% времени, клиент с терапевтом будут находиться в режиме  «режим обнаружения переживаний». Но в конце, я предлагаю терапевту задать один, и только один вопрос из режима «движения навстречу переживаниям». Этого должно быть достаточно, чтобы почувствовать отличие между режимами.

Обучение прислушиваться к себе

В некоторых ситуациях и для некоторых людей, обнаружить и опознать в себе переживания является затруднительным. И бывает недостаточно, чтобы терапевт просто перешел в режим обнаружения переживаний. Иногда клиентам нужна более подробная инструкция, что им надо делать, чтобы понять, что они переживают и свои переживания опознать.

Чтобы в такой ситуации помочь клиенту опознать его переживание, психотерапевту надо не просто спросить о переживании, а дать клиенту подробную инструкцию, выполнив которую клиент сможет понять, что он чувствует. Вот примеры таких инструкций:

  • 0: Вернись, пожалуйста, мысленно в тот момент, когда это произошло. Вспомни, момент, когда ты это увидел. Что первое тебе захотелось сделать в этот момент? Какое первое движение возникло в теле в первый момент?
  • 0: Вернись, пожалуйста, мысленно в тот момент, когда это произошло. Вспомни, как он говорил это тебе. Что первое захотелось твое душе тогда? Что первое приходящее на ум тебе захотелось сказать тогда?
  • 0: Мысленно посмотри на ту ситуацию. Расскажи немного больше про свои переживания, которые у тебя начинают появляться, когда ты начинаешь про нее думать и ее мысленно рассматривать.
  • 0: Скажи немного больше про эту загадочность. Не спеши, попробуй как-то выразить это ощущение другими словами сколь угодно странными.
  • Или универсальное, хотя и довольно обобщенное:
    • 0: Не спеши. Возьми себе время. Попробуй вслушаться в это переживание. О чем оно пытается сказать тебе?

Вы можете обратить внимание, что все приведенные выше примеры предлагают человеку:

  • Замедлиться.
  • Воссоздать некоторую картину в своем воображении (напр. вернуться в прошлое).
  • Начать «прислушиваться» к происходящему в душе и теле, тем или иным способом.

У многих людей, в жизни не было опыта, чтобы кто-то в принципе был внимателен к их переживаниям, считал их переживания важными, и предлагал им не спешить и выразить их словами. Поэтому, когда это делает психотерапевт — одно это может оказаться новым и важным опытом для человека. Более того, есть даже смысл, в процессе психотерапии делать это похожим способом и одинаковыми словами. Чем более одинаковыми словами мы будем предлагать клиенту замедлиться и прислушаться к себе, тем больше вероятность, что он освоит это как алгоритм и научится сам делать это в обычной жизни.

В приведенном ниже упражнении, можно попробовать на себе воздействие такой инструкции. Для упражнения я выбрал очень обобщенную, но универсальную инструкцию.

Упражнение B3. %2 Обучение клиента прислушиваться к своим переживаниям

  • Клиент выбирает неясное текущее переживание или, неясное переживание в некоторой ситуации
  • Терапевт, в процессе:
    • Слушает и если нужно чуть-чуть помогает клиенту рассказывать, например, с помощью реплик:
      • 0: Попробуй рассказать больше об этом переживании.
      • 0: Попробуй описать, что тебе хотелось бы понять про это?
  • Терапевт, основная задача:
    • Будет хорошо, если терапевт за время разговора не менее трех раз даст клиенту инструкцию прислушаться к себе, желательно максимально одинаковыми словами:
      • 0: Не спеши. Возьми себе время. Попробуй вслушаться в это переживание. О чем оно пытается сказать тебе?
  • Завершение (выделите на него минуту в конце)
    • 0: Что оказалось для тебя интересным в нашем разговоре?

Почему плохо работает вопрос «Что ты чувствуешь?»

Этот широко известный психологический вопрос, часто работает не так хорошо, как нам хотелось бы. Часто бывает, что он не только не помогает, а наоборот мешает клиенту и психотерапевтическому процессу. Вот что в этом вопросе может быть плохого:

  • Он требует от клиента ответа, которого у клиента может еще не быть — и тем самым дезориентирует его.
  • Он может сбивать клиента с важной для него мысли или с важного переживания.
  • Он подталкивает клиента к «обобщению многих переживаний в одно чувство» — а это, почти всегда вредно.
  • Он не объясняет человеку, как ему понять, что именно он переживает — многие это не умеют делать.

Что ты чувствуешь.jpg
Илл. Вопрос «Что ты чувствуешь?» в действии. (иллюстрация из заметок на эту тему)

Кроме этого, этот вопрос ясно не обозначает, имеется ли в виду:

  • а) переживание в конкретный момент какой-то ситуации;
  • б) переживание в момент рассказа о ситуации;
  • в) смутные общие переживания сейчас;
  • г) переживания во взаимодействии с терапевтом;
  • или что-то другое.

И в этом смысле, в лучшем случае он дает непредсказуемый ответ, а в худшем — дезориентацию клиента или вредное «обобщение многих переживаний в одно».

Мы не дадим сейчас решения для всех перечисленных выше проблем вопроса «что ты чувствуешь?». Но есть два простых принципа, которые решают большинство проблем, и с которых мы начнем:

  • Вопрос терапевта должен учитывать актуальное состояние и возможности клиента.
  • Вопрос о переживании, должен указывать на конкретный момент и на конкретную сферу. Например:
    • 0: Скажи что-то про свое переживание…
      • …возникающее, когда ты оказываешься в том месте.
      • …возникающее, когда ты вспоминаешь об этом человеке.
      • …возникающее, когда ты думаешь об этой теме.
      • …возникающее, когда я задал тебе предыдущий вопрос.

Переживания должны быть рассказаны другому человеку

Само присутствие другого человека существенно влияет на качество проявлений переживаний клиента. Такое присутствие обостряет эмоциональные следы социальной травматизации, и создает экспериментальную площадку для нового эмоционального опыта.
 
В предыдущей фразе в очень сжатом виде прозвучало две важные идеи. Раскрою их подробнее:

  • Большинство переживаний не случайно обладают внешней экспрессией, например, мимическими проявлениями. Наши предки жили группами, и хорошее понимание переживаний друг-друга было необходимо для эффективной групповой жизни. Таким образом, у переживаний, кроме функционала по регуляции поведения, есть и врожденные коммуникативные функции.
  • С другой стороны, большая часть нашего эмоционального багажа, появилась у нас «благодаря» разному по своей «удачности» взаимодействию с людьми. И если, например, у клиента есть какая-то сильная социальная травматизация, то ее следы, скорее всего, проявятся и во взаимодействии с терапевтом — и благодаря этому будут диагностированы.

 
Из этого есть несколько следствий интересных для нас:

  • Из-за этой социальности эмоций, наличие другого человека рядом с переживающим — оказывает существенное влияние на выраженность проявления большинства переживаний.
  • Часть переживаний, переживаются лучше и полнее в присутствии другого и при рассказе другому.
  • А часть переживаний, в присутствии другого, переживаются как раз сложнее. Но это крайне полезно для диагностики и понимания сложностей клиента. И именно в этих случаях, бывает так, что сложные переживания достаточно только рассказать другому человеку, чтобы они потеряли актуальность и «отпустили».
  • Переживающий человек, часто нуждается в определенном отклике от другого человека на свой рассказ. Например, в отклике, демонстрирующем понимание, теплое отношение, присоединении к переживаниям и т.д.. Хотя переживающий человек, сам, не всегда это понимает. И без этого отклика, не происходит хорошего завершения и «разрядки переживания».

 
И собственно вышесказанного уже достаточно, чтобы рекомендовать большинству людей в большинстве ситуаций, переживать свои сложности не в одиночестве, а рядом с кем-то другим. А если этот кто-то будет еще «специально обученным», то вообще хорошо.

 

© Павел Корниенко. Основы феноменологической психотерапии. Редакция: v1-173.

» Написать отклик про текст (буду благодарен)
» Перейти к оглавлению всего пособия