ОФП / D. Внутренняя работа психотерапевта

Павел Корниенко. Основы феноменологической психотерапии. Редакция: v1-173

Оглавление раздела

D. Внутренняя работа психотерапевта

 

D. Внутренняя работа психотерапевта

Этот раздел будет посвящен внутренней работе психотерапевта, т.е. тому, что терапевт делает внутри себя, в то время когда он слушает клиента.

Ориентация на решение и ориентация на понимание

Клиенты часто уже тогда приходят к терапевту со своими проблемами, когда исчерпали все имеющиеся у них способы решения, и отчаялись найти новые. Такая ситуация, уже сама по себе, хорошо объясняет, почему так часто клиенты надеются получить от терапевта быстрое решение — они нуждаются в решении, как в «глотке свежего воздуха». И именно поэтому многие слова к терапевту часто звучат, как просьбы решить их проблему. Терапевты же, со своей стороны, часто проникаются этими просьбами клиентов, и обнаруживают в себе желание немедленно помочь и подарить облегчение. И все это создает сразу несколько проблем.

Первая проблема такова: излишняя акцентированность терапевта на поиске решения проблемы клиента, очень часто мешает самому терапевту — правильно понимать, что происходит с клиентом на самом деле! В каком-то смысле, направленность терапевта на «поиск решения», часто оказывается противоположным направленности на «понимание проблемы».

Это не значит, что терапевту не надо стремиться помогать клиентам решать их проблемы. Стремиться помочь клиентам с их проблемами — это ясное и хорошее желание. Но полезно, сначала разобраться в сложности клиента, стремясь только понять! — и отложив стремление помочь «на полку» на некоторое время, чтобы оно не мешало качественно выполнить работу по пониманию. Сначала важно только понять клиента, и уже затем думать о том, что делать со сложностью клиента!

Если же вы начинающий или обучающийся терапевт, то можно сказать еще более категорично: на сессии стремитесь только понять сложность клиента и проверить у клиента ваше понимание. Что делать вам с клиентом, и что клиенту делать с его проблемой — вы подумаете между сессиями. Начинающий терапевт, который думает над решением проблемы клиента до того, как понял, что происходит внутри клиента — явно спешит, и обрекает сам себя на лишний стресс и ощущение своей бесполезности во время работы.

Свои «пять копеек» к этой сложности терапевта добавляет и общечеловеческое стремление «отвечать на заданные вопросы». Большинство людей реагируют на вопросы так, как будто любой заданный вопрос требует ответа «в лоб», а это тормозит запуск более сложных и более нужных процессов психотерапевта:

  • Что побуждает человека задать этот вопрос? Какие переживания? Какая ситуация? Какие сложности в ней?
  • Чем я действительно могу быть полезен этому человеку?

Вторая проблема прямо следует из идей, изложенных в параграфе об активности клиента. В идеале, клиент должен сам быть тем человеком, который ищет решение своей проблемы — хотя бы потому, что нет никого более компетентного в его внутреннем мире, чем он сам. А соответственно отчаявшийся в своих попытках клиент, и желающий прийти на помощь терапевт — это две прямые противоположности эффективному клиент-терапевтическому взаимодействию в означенных ролях.

Из всего вышесказанного следует два простых вывода:

  • Присматривайте за вашим стремлением помочь клиенту — чтобы оно не мешало клиенту искать ответы самому. В общем случае, именно клиент должен быть активным исследователем самого себя.
  • Пока хорошо не поймете «что происходит внутри клиента», не начинайте искать решения для его сложностей. А менее категоричная рекомендация может звучать так — первые 30 минут времени сессии, стремитесь только понять «что происходит внутри клиента», и не пытайтесь думать о том, что вам делать в сессии и что ему делать с его проблемами.

В идеале, если терапевт качественно выполняет свою работу по пониманию клиента, то ответ на вопрос «что делать» — рождается неожиданно сам «где-то в пространстве между терапевтом и клиентом».

Чем занимается терапевт во время разговора?

Главное занятие феноменологически-ориентированного психотерапевта во время его разговора с клиентом — это его внутренняя работа, направленная на то, чтобы он увидел мир клиента таким, каким его видит сам клиент. В психотерапевтической литературе, в первую очередь, принято описывать только внешнюю работу психотерапевта, а внутренняя — зачастую остается за кадром. А, например, то, что обычно включается во внешнее описание «активного слушания» — является просто естественными внешними проявлениями внутреннего процесса по пониманию клиента.

Итак, основная внутренняя работа психотерапевта — это погружение в мир другого человека, стремление оказаться на его месте в «его ситуациях», увидеть его сложности его глазами. Но эта работа не может быть полноценной, если одновременно с ней, психотерапевт не проверяет правильно ли он понимает другого. Не делая этого, терапевт рискует погрузиться не в мир другого человека, а в свои фантазии о нем. Эту необходимую коммуникативную работу, параллельную погружению в мир другого человека, я буду называть — создание сонастройки терапевта и клиента.

Погружение в мир другого человека и два механизма эмпатии

Для того чтобы понять клиента и сложность, с которой он обратился — недостаточно просто его внимательно слушать и понимать думая из позиции стороннего наблюдателя. Нужно оказаться на его месте и посмотреть на ситуацию его глазами. Для того чтобы это сделать, следует на время отказаться от понимания через формальную логику.

Несмотря на то, что терапевт и клиент пользуются одними и теми же словами, на самом деле, можно сказать, что каждый человек говорит на своем «индивидуальном языке». У разных людей, за одинаковыми словами всегда стоят разные ситуации и контексты — и получается, что одинаковые слова могут означать очень разное у разных людей. Погружаясь в мир другого человека, нам важно понять — что он вкладывает в свои слова.

Посмотреть на ситуацию глазами другого человека — это значит воспринять происходящее также как он, и испытать переживания такие же, как испытывает он. Когда терапевту удается «оказаться на месте клиента» он начинает чувствовать в себе переживания идентичные переживаниям клиента, такие переживания психотерапевта, мы будем далее называть — эмпатическими переживаниями.

Технически, эмпатические переживания могут появляться у психотерапевта разными способами, но в самом широком смысле можно выделить два пути их появления:

  • Использование механизмов врожденной, естественной эмпатии.
  • Специальные внутренние действия, направленные на появление у терапевта эмпатических переживаний — осознанная эмпатия.

Естественная эмпатия

У нас у всех есть две естественных способности, которые можно назвать естественными механизмами эмпатии:

  • Мы умеем непосредственно заражаться переживаниями другого человека, особенно если он нам близок, важен или вызывает восхищение.
  • Если мы видим или представляем другого, в некоторой ситуации, то мы умеем непосредственно переживать в себе его чувства «как будто мы сами находимся там».

В жизни, эти механизмы работают как непредсказуемые внутренние советчики, — мы не очень управляем ими напрямую и они включаются, когда захотят. В психотерапевтической же работе нам надо следить за тем, чтобы они были всегда включены и включать их осознанно, если это не произошло само. А уже после этого, учится различать их голос среди прочих внутренних голосов и уже пользоваться их информацией или не пользоваться в зависимости от ситуации.

Осознано включать механизм естественной эмпатии легче всего благодаря маленькому трюку. Если некоторый человек там близок, важен или вызывает восхищение, то незаметно наблюдая за ним, мы можем поймать в себе, кроме всего прочего, чувство интереса к нему. А трюк заключается в том, что осознано включив чувство интереса к другому человеку, вместе с ним включаются и естественные механизмы эмпатии по отношению к нему.

Я хочу предложить вам сделать упражнение, в котором психотерапевт будет подчеркнуто интересоваться клиентом. В этом упражнении терапевт сможет почувствовать в себе ощущение включенного механизма естественной эмпатии. А в практике, я бы рекомендовал терапевту следить за тем включается ли у него этот механизм в начале сессии, и если нет, то включать его также как в этом упражнении.

Упражнение D1. %2 Погружение в мир другого, через интерес

  • Клиент рассказывает про себя что-нибудь достаточно простое. Например, хорошо подходят темы про то, как он что-то выбирает: предметы одежды, вещи в магазине, цвета, место в комнате, столик в кафе и т. д.
  • Терапевт:
    • Становится внимательным, мягким и эмоционально-отзывчивым в своих невербальных проявлениях.
    • Мало говорит — больше слушает. Дает клиенту говорить, рассказывать, думать — поддерживая диалог больше невербально нежели словами.
    • Стремится увидеть мир другого так, как видит его он сам и стремиться впечатлиться увиденным.
    • Вежливо и деликатно интересуется внутренним миром клиента, время от времени, в паузах, задавая ему вопросы:
      • 0: Почему тебе больше нравятся это, а не это?
      • 0: Почему для тебя это важно?
      • 0: Что это значит для тебя?
      • 0: Расскажи еще что-то про это, может быть про то, о чем ты сам продолжаешь думать.
      • 0: Про что тут в этой теме может быть еще интересно поговорить?
  • Завершение (выделите на эти вопросы 3 минуты в конце)
    • 0: Как тебе было, когда я стремился увидеть кусочек твоего мира, как будто твоими глазами?
    • 0: В какой момент нашего диалога, ты был наиболее воодушевлен желанием рассказать?
    • 0: Что для тебя было интересным в этом опыте?

Создание сонастройки

Вторая работа, которую делает терапевт во время диалога с клиентом кроме погружения в его мир, это — организация постоянной проверки своих эмпатических переживаний в разговоре с клиентом. Последовательно это выглядит примерно так:

  • а) терапевт погружается в ситуацию клиента и находит предполагаемое эмпатическое переживание;
  • б) терапевт делится им с клиентом;
  • в) по реакции клиента, терапевт получает обратную связь, правильно ли он понял переживания клиента в его ситуации;
  • д) терапевт корректирует свое виденье, если оно нуждается в корректировке; или развивает и уточняет первоначальное, если оно оказалось точным.

В результате этого процесса, между клиентом и терапевтом постепенно создается «поле взаимопонимания», «сонастройка», в котором и терапевт и клиент переживают, что начинают слышать и понимать друг друга одинаково. Такая «сонастройка» клиента и терапевта, часто является необходимым условием для дальнейшей, эффективной психотерапевтической работы.

Проверять свои эмпатические переживания на правильность психотерапевт может как, например, полностью вербально, периодически задавая такой вопрос:

  • 0: Мне кажется, если бы я оказался на твоем месте в этот момент, я бы переживал... [обозначение переживания]. Это похоже на твои переживания?

Так и полувербально: во время рассказа клиента, когда терапевту кажется что он опознал переживание клиента, он, не прерывая речь клиента, просто показывает переживание телесно (например, мимически и жестом), и спрашивает клиента, например одним из этих способов:

  • 0: (телесно показывая переживание) Так?
  • 0: (телесно показывая переживание страха) Тревога?
    (психотерапевт назвал переживание с вопросительной интонацией)

Такой способ прост, быстр и органичен для большинства ситуаций. Его я вам и хочу предложить опробовать в упражнении.

Упражнение D2. %2 Создание сонастройки через невербальную проверку переживаний

  • Клиент рассказывает про некоторую ситуацию, которая с ним произошла и вызвала переживания.
  • Терапевт, в процессе:
    • Слушает и если нужно чуть-чуть помогает клиенту рассказывать, например, с помощью реплик:
      • 0: Расскажи, что и как там происходило?
      • 0: В какие моменты у тебя были наиболее сильные переживания?
  • Терапевт, основная задача:
    • Слушает клиента и присоединяется к его переживаниям. Как только у терапевта появилось ощущение, что он понял переживание клиента — он сразу, незамедлительно, пока клиент не ушел далеко и не прерывая рассказ клиента, показывает это переживание телесно и мимически и спрашивает:
      • 0: (телесно показывая переживание) Так?
      • 0: (телесно показывая переживание страха/раздражения/смущения/…) Тревога? / Раздражение? / Смущение? / …?
    • Клиент может согласиться с переживанием терапевта, просто пропустить или исправить его, и то и другое часто продвигает процесс «сонастройки».
    • Хорошо, чтобы терапевт попробовал дать такие отклики клиенту не менее 5-7 раз за время упражнения.
  • Завершение (выделите на эти вопросы 1,5 минуты в конце)
    • 0: Как ты переживал мои попытки тебя почувствовать? Делали ли они что-то полезное для тебя?
    • 0: Изменились ли как-то твои переживания про эту ситуацию? Стала ли она более понятна для тебя?

Осознанная эмпатия

Осознанной эмпатией я буду называть специальные действия психотерапевта, которые направлены на появление у него эмпатических переживаний. Существует некоторое количество таких действий, мы рассмотрим два наиболее простых и мощных:

  • Собственное проживание ситуаций клиента
  • Примеривание на себя речи клиента

Собственное проживание ситуаций клиента

Если совсем коротко, то эта техника осознанной эмпатии заключается в том, что психотерапевт расспросив клиента подробно о некоторой ситуации, к которую тот попал — мысленно, но очень подробно представляет сам себя в такой ситуации. Таким образом психотерапевт в разы увеличивает вероятность того, того что он правильно поймет переживания клиента в обсуждаемой ситуации.

Это очень эффективный и мощный способ работы, который необходимо уметь делать всем. Но в этом разделе я не буду останавливаться на нем, т.к. этому способу будет посвящено почти половина следующей главы.

Примеривание на себя речи клиента

Если клиент рассказывает о некоторой ситуации, то техника «Собственное проживание ситуаций клиента» всегда будет наилучшим выбором. Но если в рассказе клиента, никакой ситуативной конкретики нет, то может понадобиться вторая техника — примеривание на себя речи клиента.

Технически она делается очень просто. Психотерапевт слушает рассказ клиента и старается воспринять его не логически, а понять из каких мотивов и каких переживаний клиента рождается именно такая речь. Для этого терапевт, выслушав реплику клиента, вслух или про себя повторяет ее всю или некоторую часть, пытаясь представить себя клиентом, произносящим эти слова. И одновременно с этим он размышляет о том, какие переживания могут побуждать клиента произносить такие слова, таким образом. Такая работа приносит результаты не сразу, но через 3-5 минут психотерапевт начинает чувствовать клиента значительно лучше.

Эту технику осознанной внутренней эмпатической работы психотерапевта я и хочу предложить вам попробовать в упражнении.

Упражнение D3. %2 Примеривание на себя речи клиента и создание сонастройки

  • Клиент выбирает небольшую интересную для себя тему, о которой он хочет поговорить 5 минут.
  • Терапевт:
    • если надо, включает «режим обнаружения переживаний» и помогает клиенту выбрать тему;
    • слушает, помогает клиенту рассказывать, и стремиться разворачивать его переживания.
  • Терапевт, основная задача:
    • Терапевту важно не просто слушать клиента, но и про себя или даже частично вслух, как эхо произносить его реплики с его интонацией. Делая это, терапевт пытается представить себя клиентом говорящим этот текст и пытается понять, какие переживания могут побуждать клиента произносить эти слова.
    • Время от времени, желательно не менее 5 раз за разговор терапевт делиться с клиентом результатами своей внутренней работы, например, вот так:
      • 0: Правильно я понимаю, что когда ты произносишь слова [цитата из речи клиента], ты переживаешь [предположение терапевта о переживании]?
      • 0: Правильно я понимаю, что когда ты произносишь слова [цитата из речи клиента], ты стремишься [предположение терапевта о мотиве говорить]?
  • Завершение (выделите на эти вопросы 1,5 минуты в конце)
    • 0: Как ты переживал мои попытки тебя почувствовать? Делали ли они что-то полезное для тебя?
    • 0: Что для тебя оказалось интересным в этом разговоре?

 

© Павел Корниенко. Основы феноменологической психотерапии. Редакция: v1-173.

» Написать отклик про текст (буду благодарен)
» Перейти к оглавлению всего пособия