По стандарту FEPTO психодраматисту необходимо иметь не менее 80 ак. часов супервизии, из которых не менее 40 ак. часов индивидуально. Оставшиеся 40 часов можно набрать тоже в индивидуальной супервизии или в супервизорских группах. Набрать эти 40 часов супервизии в группе можно очень просто и быстро, но мы бы рекомендовали нашим студентам как минимум 150 ак. часов работы в супервизорских группах. Дело в том, что стандарт обучения психодраме определяет минимум, а опыт показывает, что для хорошего освоения психотерапии в большинстве школ именно эта цифра всегда больше. Эти часы нужно набирать в группах типа ЗПС, ГПУ, СДП.
Кроме того, по стандарту FEPTO психодраматисту необходимо набрать не менее 200 ак. часов обучения проведению психодрамы в продвинутой группе. Примерно 150 из 200 ак. часов набирается на семинарах второй ступени, а оставшиеся 50 можно набрать в группах развития навыков. Примерно 50 ак. часов набираются одной вечерней группой, которая будет встречаться раз в месяц в течении учебного года, что тоже совсем не сложно. Мы бы рекомендовали нашим студентам около 100 ак. часов работы в группах развития навыков. Эти часы нужно набирать в группах типа ГОС, но можно добавить разнообразия в группах ОПГ и совсем немного ГМТ.
Упростить все вышесказанное можно так: как минимум для сертификации нужно пройти одну группу ГОС и одну ЗПС — именно эти два формата являются классическими, но хорошей практикой будет этим не ограничиться.
Основные группы
ГПУ (Группа поддержки устойчивости психотерапевта)
На такой группе участники в групповом формате анализируют свои переживания, возникающие у них во время работы с клиентами. Эта группа постепенно делает участников более устойчивыми в роли терапевта как в личностном, так и в экзистенциальном смысле. Группа будет полезна студентам второй ступени, начиная с того момента, как у них появляются первые клиенты. Часы этой группы засчитываются как часы супервизии в группе.
ГОС (Группа тренировки терапевтических навыков)
На такой группе участники делают психодраматические работы друг с другом, а тренер группы помогает им развиваться в этой роли. Эта группа уникальна тем, что тут работу участников тренер непосредственно видит своими глазами, и это зачастую позволяет обнаружить сложности, невидимые в заочной супервизии. Если студент поставит себе задачу научиться быть директором психодрамы в групповой работе, то, решив ее, он может с удивлением обнаружить, что обладает навыками, необходимыми для индивидуальной работы психотерапевтом. И наоборот, если у студента есть сложности в работе директором психодрамы, то эти же сложности будут у него и в индивидуальной работе. В этом проявляется одна из особенностей нашей модели обучения — работа директором психодрамы развивает не только навыки быть директором, но и очень эффективно развивает универсальные навыки психотерапевта, так как директор психодрамы делает всё то же самое, только в экстернализированной, развернутой форме. Группа будет полезна студентам второй ступени, начиная с 4-5 семинара второй ступени.
Несмотря на то, что группы такого типа в нашей стране традиционно называют супервизорскими (поэтому у нее историческая аббревиатура ГОС — группа очной супервизии), строго говоря, в соответствии со стандартом FEPTO это не супервизия, а группа тренировки профессиональных навыков директора психодрамы. Тем не менее такие группы необходимы в обучении. Часы этой группы засчитываются как часы обучения проведению психодрамы в продвинутой группе.
ЗПС (Заочная психодраматическая cупервизия)
На каждой встрече такой группы разбирается случай из психотерапевтической практики одного из участников группы. Такие группы в паре с индивидуальной заочной супервизией развивают у студентов умение анализировать случаи и проектировать долгосрочную работу с клиентами. Группа будет полезна студентам второй ступени, начиная с того момента, как у них появляются первые клиенты. Часы этой группы засчитываются как часы супервизии в группе.
СДП (Супервизия детского психотерапевта)
На каждой встрече этой группы происходит супервизия случая из практики одного из участников группы, а также возможно групповое обсуждение какого-то аспекта работы терапевта с ребенком, семьей ребенка, в психотерапевтической группе.
Такие группы в паре с индивидуальной заочной супервизией развивают у студентов умение анализировать случаи и проектировать долгосрочную работу, а также углубляют и расширяют понимание детской психотерапии. Часы этой группы засчитываются как часы супервизии в группе.
Новые экспериментальные группы
А-ля/ГОС (Развитие навыков ведущего психодраматической группы)
На такой группе один из участников примерно два часа работает с группой как ведущий. Предполагается, что он будет делать разогревы / групповые действия, психодраматическую работу и шеринг после нее. Эта группа уникальна тем, что тут работу участников тренер непосредственно видит своими глазами, и это дает особые возможности для развития навыков ведущего. Иногда при такой работе удается обнаружить сложности, невидимые в заочной супервизии работы с группой.
Группа будет полезна студентам второй ступени, желающим работать с группами, начиная с 10 семинара второй ступени. Часы этой группы засчитываются как часы обучения проведению психодрамы в продвинутой группе.
А-ля/ЗПС (Заочная супервизия работы с группой)
На каждой встрече такой группы разбирается случай из психотерапевтической практики работы с группами одного из участников. Группа будет полезна студентам и выпускникам, начиная с того момента, как они начинают практиковать как ведущие групп. Часы этой группы засчитываются как часы супервизии в группе.
Странные редкие группы
ОПГ (Открытая психодраматическая группа)
Это группа типа ГОС, но на неё бесплатно приходят внешние клиенты, чтобы побыть протагонистами в психодраме. Для каждого гостя директором работает один из участников группы по предварительной договоренности. Пришедший гость может сделать для себя небольшую терапевтическую работу, а для группы это возможность впечатлиться разными клиентами и обогатиться за счет совместной рефлексии этого опыта. Часы этой группы засчитываются как часы обучения проведению психодрамы в продвинутой группе.
ГМТ (Группа со многими тренерами)
На этой группе все немного наоборот. В этой группе стабильный состав участников, но на каждую встречу этой группы приходит новый тренер. На группу бесплатно приходят внешние клиенты, чтобы побыть протагонистами в психодраме у тренера этой встречи. Пришедший гость может сделать для себя небольшую терапевтическую работу, а для группы это возможность увидеть стили разных ведущих и обогатиться за счет совместной рефлексии этого опыта. Часы этой группы засчитываются как часы обучения проведению психодрамы в продвинутой группе.