II онлайн-конференция «Инструменты психолога-практика», 2021 г.

II онлайн-конференция МСП «Инструменты психолога-практика» завершилась! Три дня, 20 мастерских, талантливые ведущие, прекрасные участники (нас было около 70 человек) и зум, который нас объединил. Но целое всегда больше частей, и это особенно отчетливо ощущалось на завершении конференции.

Можно долго говорить о том, что она дала: инструменты для работы, личный клиентский опыт, знакомство с коллегами, зарождение общих профессиональных проектов, идеи для личной практики и много ещё разного хорошего. Но есть ещё то, что трудно соотнести с какими-то конкретными мастерскими, трудно описать словами и вообще как-то «поймать», — это постепенно вызревающее ощущение общности, то неуловимое чувство, что здесь все свои. И это то, что сделало нашу конференцию больше, чем сумма её частей.

Нам было хорошо вместе — спасибо за это всем причастным. И до новых встреч!

Расписание онлайн-конференции

Тренеры онлайн-конференции

Корниенко Павел (Москва) — психолог-психотерапевт, сертифицированный психодраматерапевт, супервизор; член IAGP (Международная Ассоциация Групповой Психотерапии; iagp.com); руководитель и обучающий тренер долгосрочных программ профессионального обучения психодраме в Москве, Кишиневе, Рязани и других городах; руководитель Мастерской современной психодрамы (Contemporary Psychodrama Workshop).

Кириллова Анна (Москва) — психолог-психотерапевт, психодраматерапевт, групповой психотерапевт, клинический психолог, когнитивно-бихевиоральный психотерапевт, схема-терапевт, ведущий учебных и терапевтических психодраматических групп, тренер и супервизор Мастерской современной психодрамы.

Ермакова (Рожкова) Мария (Москва) — психолог-психотерапевт, психодраматерапевт; преподаватель психологии; бизнес-тренер; ведущий учебных и терапевтических психодраматических групп, тренер и супервизор Мастерской современной психодрамы. Клиент-центрированный психотерапевт. Музыкальный терапевт.

Шибанова Ксения (Москва) — психолог-психотерапевт, психодраматерапевт; групповой психотерапевт; клинический психолог; ведущий учебных и терапевтических психодраматических групп, тренер и супервизор Мастерской современной психодрамы.

Толкачева Инна (Рязань) — психолог-психотерапевт, детский психолог, психодраматист, клинический психолог, ведущая детских терапевтических психодраматических групп и учебных программ по детской психодраме, тренер и супервизор Мастерской современной психодрамы.

Безрукова Таина (Ярославль) — психолог-психотерапевт, психодраматерапевт, детский психолог, групповой психотерапевт, ведущий учебных и терапевтических психодраматических групп, тренер Мастерской современной психодрамы.

Бычева Елена (Кишинев) — гештальт-терапевт, психодраматерапевт, преподаватель ВУЗа, доктор психологии, стаж практической работы — более 20 лет. Веду обучающие программы по гештальту, психодраме, Арт-терапии, основам консультирования, семейной терапии и др. Соучредитель и директор психологического центра Psychology-Prof, тренер и супервизор Мастерской современной психодрамы.

Толмачева Екатерина (Москва) — психолог-психотерапевт, психодраматерапевт; групповой психотерапевт; клинический психолог; ведущий учебных и терапевтических психодраматических групп, тренер и супервизор Мастерской современной психодрамы.

Пешкина Валерия (Москва) — психолог-психотерапевт, психодраматерапевт, гештальт-терапевт; групповой психотерапевт; клинический психолог; ведущий учебных и терапевтических психодраматических групп; тренер и супервизор Мастерской современной психодрамы.

Канева Юлия (Москва) — магистр психологии, психодраматист, схема-терапевт, психолог сервисов Zigmund.online, Alter.

Пшеничникова Лия (Москва) — психолог-консультант, психодраматист, педагог-наставник благотворительного фонда "Бюро добрых дел" для подростков, воспитывающихся без попечения родителей, разработчик и организатор тематических лагерей для подростков, педагог-психолог.

Кожухарь Анжела (Кишинев) — врач-психиатр, психотерапевт, психодраматист.

Фролова Анастасия (Москва) — психолог-психотерапевт, клинический психолог, стажер Мастерской современной психодрамы, нарративный практик.

Немировская Ксения (Москва) — гештальт-терапевт, психодраматист, стажер Мастерской современной психодрамы.

Мырза Адриана (Кишинев) — клинический психолог, психодраматист, сертифицированный тренер практики осознанности (mindfulness), ведущая долгосрочных mindfulness-групп.

Николаева Алёна (Москва)  — психолог-психотерапевт, психодраматист, песочный терапевт, ведущая детских терапевтических групп, стажер Мастерской современной психодрамы.

 

Аннотации к мастерским

Екатерина Толмачева

Рабочее расписание — непроходимые джунгли или карта полезных ископаемых?

То, каким будет наше рабочее расписание, связано с нашей рабочей нагрузкой и теми условиями, которые предлагает нам жизнь прямо сейчас. Иногда может казаться, что не мы составляем его, а оно заставляет нас подстраиваться под обстоятельства. Когда я думаю об этом, у меня возникает ассоциация с исследователем, который впервые попадает на новую землю, и его задача — выжить на этой земле, изучить и узнать ее, найти общий язык с местными жителями, а в будущем научиться адаптировать особенности ландшафта и климата под себя.

Что же делает исследователь, чтобы не заблудиться и не потеряться? Рисует карту, как мы составляем расписание.

Так возникла идея этой мастерской, в процессе которой мы будем изучать наши отношения с рабочим графиком и его визуальным отображением — расписанием и с помощью психодраматических техник попробуем прикоснуться к разным переживаниям, связанным с этой темой. 

Мастерская может быть интересна всем, кому откликается данная тема.

Валерия Пешкина

Идеальная формула отдыха: от иллюзий к возможностям

Мы все примерно представляем, как планировать свои дела. Сколько спать, чтобы чувствовать себя бодрым. Сколько раз в день было бы хорошо есть. А отдыхать?

Нужно ли планировать отдых и как это делать? Сколько времени на него тратить? А сон считается отдыхом?

На мастерской я хочу предложить вместе подумать и поисследовать: что для вас значит «отдыхать», какие у вас отношения с отдыхом, достаточно ли его в вашей жизни, какой отдых в какой момент времени вам необходим. Глобальных изменений мы вряд ли сможем достичь за два часа, но прикоснуться к теме, чтобы запустить размышления об этом, — точно сможем.

Идеальная формула отдыха — миф или реальность? Давайте проверим!

Мария Ермакова

Музыкальная терапия и психодрама: возможности объединения методов онлайн

«Где вся та внутренняя музыка, ожидающая момента, когда она будет услышана, те образы, сражающиеся за свое рождение, кипящая энергия, сдерживаемая глубоко внутри? Что ограничивает нас и держит в плену, даже если мы свободны? Как нам разорвать эти цепи?

Давайте запоем, как птицы, увидим мир, как его видят дети в мириадах радуг самых ярких оттенков, давайте действовать в гармонии с глубочайшими нашими чувствами и жить полной жизнью в истинном духе творчества» (Джозеф Морено).

Психодрама — терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми (Рудестам).

Музыкальная терапия — это целенаправленный процесс, в котором терапевт помогает клиенту улучшить, поддержать или восстановить состояние благополучия, используя музыкальные практики и взаимоотношения, которые развиваются между этими практиками, как динамическая сила изменения (Бруcциа).

Основная связь этих двух методов заключается в том, что это методы действия, непосредственно привлекающие клиентов к активному участию в процессе терапии. На мастерской будут предложены некоторые техники музыкальной психодрамы, используемые Джозефом Морено (племянником создателя психодрамы Якоба Морено), а также некоторые другие, которые позволяют сочетать эти методы.

В последнее время терапевтические группы в формате онлайн приобретают все более и более широкое распространение. Не избежала этого и музыкальная терапия. Терапевтические группы, импровизационные ансамбли, уроки вокала — все это также возможно в онлайн-режиме. На мастерской мы будем пробовать на себе возможности этого метода в таком необычном для него формате.

Мастерская может быть интересна всем, кому интересна психодрама, терапевтические возможности музыки, а также синтез этих методов.

Алена Николаева

Психодраматическая работа с внутренним критиком 

Часто так бывает, что, преследуя цель стать лучше, мы можем быть не бережны к себе. И это иногда сложно отследить.

Самокритика – довольно хитрый внутренний процесс. Он может нам помогать двигаться вперёд, но также может стать разрушительной силой для нас самих.

Сложно не заметить, что наше общество довольно активно двигается в сторону того, чтобы меньше унижать и дискриминировать других людей. Но по какой-то необъяснимой причине то, что кажется недопустимым, неправильным в межличностных отношениях, нам кажется абсолютно нормальным в отношении себя.

Себе мы почему-то легко можем сказать что-то гадкое: «Ты глупая, ты ленивая и толстая корова! Тебя никто никогда не полюбит, кому ты нужна такая?». Или какие-то другие слова в том же духе. Из серии мотивации: «Соберись, тряпка! Оторвись от дивана! Ты ничего не добилась и уже не добьешься!». По отношению к другим людям подобные вещи мы бы сами назвали дискриминацией.

Внутренний критик может не давать двигаться вперёд и замечать уже полученные результаты. В то же время он является внутренней опорой, с которой страшно расставаться. Если критик уйдёт, кто тогда будет помогать нам становиться лучше?

На данной мастерской я хочу предложить вам познакомиться со своим внутренним критиком поближе, вместе поисследовать то, как он воздействует на нас. И как с помощью психодраматических инструментов возможно подходить к этой теме в работе с клиентами, помогая всматриваться в этот процесс и пробуя запускать постепенное перевоспитание критика.

Анастасия Фролова

«Давай спросим у твоей проблемы». Экстернализация в индивидуальной работе психодраматерапевта.

Вы когда-нибудь задумывались, что будет, если напрямую спросить у своего дискомфортного переживания, зачем оно вам? Что было бы, если бы вы прямо задали ему вопрос: «Зачем ты ко мне приходишь?». Как вам кажется, что бы оно могло ответить?

Такой необычный символический диалог и попутное исследование дискомфортного переживания можно реализовать, используя метод экстернализации. Экстернализация в широком смысле — это вынесение внутренних процессов и феноменов психики во внешний план с целью всматривания в них и изучения влияния этих процессов на человека и его жизнь.

На этой мастерской я предлагаю встретиться с одним из своих дискомфортных переживаний и узнать его поближе, чтобы после вместе поискать возможности применения данного метода в индивидуальной работе психодраматерапевта и поизучать эффекты такого формата работы из клиентской и психотерапевтической позиции.

Инна Толкачева, Таина Безрукова

Жестокие игры: как понимать и использовать «плохие» сюжеты в детской психодраме. 

«Мой ребенок рассказывает, что он на группе играет каких-то чудовищ, а вчера играл в собаку, которая искусала человека до потери сознания! Это вообще нормально? Вдруг он у меня социопат? Знаете, он ведь и дома иногда такие фантазии выдает, волосы дыбом встают. Вы как-то пресекаете эти игры?..»

На нашей мастерской мы вместе попытаемся почувствовать и понять смысл сюжетов, полных жестокости и агрессии, будем разбираться, как обходиться с такими играми в терапии, чтобы чувствовать себя устойчивее, когда ребенок приносит нам такое.

Мастерская будет интересна всем, кто работает или планирует работать с детьми, а также тем, кто просто хочет лучше их понимать, например, настоящим или будущим родителям.

 

Средства детской психодрамы в онлайн-пространстве

Как вы, наверное, знаете или догадываетесь, детская психодрама — это игровой метод, который подразумевает творческий выбор или создание ролей, придумывание историй и их разыгрывание. И если в индивидуальной терапии история может играться на столе с помощью фигурок животных и простых декораций, то в групповом формате мы всегда играем с детьми «телом», то есть надеваем костюмы и проигрываем все действия в пространстве комнаты, сражаясь на «мечах», кидая «бомбы», водя на поводке своих питомцев и ухаживая за ними и т. д.

Поэтому мысль о том, чтоб перенести всё это в онлайн-пространство, казалась совершенно завиральной и нереалистичной. Да и вообще, психотерапия с детьми онлайн — ну, такое…

Однако, «Жить захочешь — и не так раскорячишься» (с) жизнь поставила детских терапевтов в те же условия, что и всех остальных, и волей-неволей вместе с детьми пришлось придумывать средства делать детскую психодраму онлайн.

На этой мастерской мы хотим показать вам, как примерно может работать детская психодрама в онлайн-пространстве. Конечно, мы не претендуем ни на полноту, ни на идеальность этих средств, более того, мы до сих пор воспринимаем работу с детьми онлайн как некий эрзац, то, что имеет смысл использовать, только когда недоступна «настоящая» работа. Но жизнь ясно показала нам, что иногда эти средства очень нужны — они спасают терапевтические группы, которые уже начались очно и не могут продолжиться очно, и они дают возможность проводить терапию с детьми в тех условиях, когда очные встречи невозможны.

Эта мастерская будет интересна всем, кто работает или планирует работать с детьми, и тем, кто хочет узнать, что это за зверь такой — детская психодрама.

Приходите! Мы надеемся, что, кроме прикосновения к методу онлайн, вы еще просто получите удовольствие от капельку волшебного действия, в котором не может быть чего-то неправильного или чего-то малоценного. 

Приготовьте, пожалуйста, лист бумаги и карандаши — нам понадобится в процессе небольшой рисунок.

Елена Бычева

Поддержка. Самоподдержка. Фрустрация

Поддержка — одно из многочисленных слов, которые требуют расшифровки и понимания. 

Нередко клиенты, приходя к нам, просят поддержку. И психолог даже видит, что они, клиенты, в ней нуждаются. Нередко психологи даже дают ее прежде, чем клиент ее запрашивает.

  • Что такое поддержка в работе психолога? Что именно мы вкладываем в это понятие? 
  • Когда она нужна? 
  • Что именно мы поддерживаем, зачем и как? 
  • Нужно ли давать поддержку еще до того, как клиент ее запросил? И что именно есть у нас для клиента? А оно ему надо? 
  • Что делать, когда мое профессиональное понимание поддержки и то, что запрашивает клиент, не совпадает? 
  • Самоподдержка – что это? 
  • Чем самоподдержка отличается от: «Посчитай до 10», «Я самая обаятельная и привлекательная?», «10 свечей и ванна с лепестками роз»? 
  • Невроз как недостаток самоподдержки. 
  • Как психолог помогает формировать самоподдержку клиента? 
  • Что такое поддержка и самоподдержка психолога? Как ее организовывать? 
  • Зачем фрустрировать клиента? 
  • В чем состоит баланс фрустрации и поддержки? 
  • Время, место, люди – существует ли единая формула баланса фрустрации и поддержки клиента? 

Я вас приглашаю подумать над этими вопросами.

В программе: 

  • Небольшие теоретические блоки.
  • Упражнения по пониманию, как работает: 
    • Поддержка, и в чем ее суть на практике. 
    • Самоподдержка психолога, и способы ее организации. 
    • Фрустрация – в чем баланс и польза? 
  • Вопросы и ответы 

Юлия Канева

Родитель, взрослый, ребёнок – трансформация внутренней семьи

Это мастерская для тех, кто знает о существовании внутреннего взрослого, родителя и ребёнка, но не знает, что с ними делать. Как анализировать любой запрос и строить гипотезы, опираясь на эти субличности? 

Какие есть потребности у внутреннего ребёнка и как их закрывать? Как и зачем укреплять внутреннего взрослого и усмирять угнетающего родителя? 

С этим будем разбираться на мастер-классе. Будет много самопознания, работы с воображением и фишек для работы с клиентами.

Анжела Кожухарь

Как понять, что психологу пора к психиатру? Сотрудничество психолога и психиатра в ведении пациента

На мастерской будет возможность ознакомиться с некоторым алгоритмом дифференциации клинических проявлений от нормы.

Вначале мы познакомимся с основными клиническими проявлениями при соматоформной вегетативной дисфункции (СВД) и депрессивных состояниях. Далее обсудим основные мифы о депрессии и лекарственной терапии при лечении названных состояний. И наконец, чтобы проникнуться темой, поделаем упражнения, которые помогут нам лучше понимать своих клиентов/пациентов.

Начинающим психологам эта мастерская поможет более ясно распознавать те состояния своих клиентов/пациентов, при которых необходимо начать сотрудничество с психиатром. Психологам практикующим будет интересен обмен опытом с коллегами и возможность больше понять про своих клиентов/пациентов.

Лия Пшеничникова

«Линия жизни», «Жизненная компетентность» — карточные инструменты в работе с подростками 

Этот мастер-класс родился из моего острого запроса по работе с подростками с ограниченными возможностями здоровья (ментальные нарушения): что делать, чтобы помочь подросткам? Через три года пришла к некоторому пониманию и сделала очень простые инструменты — карточки, которые удобны в работе. Этот вроде бы специальный инструмент вполне может быть  использован в работе и с обычными подростками.  Вы сможете увидеть пару идей, которые легли в основу создания этих инструментов, и сможете модифицировать их в своей работе.

Как будет построена работа?

  1. Разберемся, что значит «помочь подростку», это введение, информация общая, но поставить акценты — важно.
  2. Посмотрим карточки «Жизненная компетентность» и процедуру индивидуальной работы  с помощью виртуальной доски. Модифицируем в групповой формат.
  3. Посмотрим, как можно работать с карточками «Линия жизни» в индивидуальной работе. Попробуем успеть поработать в группе с модифицированном вариантом. 
  4. Обменяемся впечатлениями. Скорее всего коллективный разум сможет сгенерить дополнительные  варианты модификации, что  бесценно.

До встречи!

Адриана Мырза 

Майндфулнесс в профилактике выгорания у психологов

Выбранный нами профессиональный путь предполагает эмоциональное присутствие и помощь другим людям.  В дополнение к техническим навыкам работы с трудностями, с которыми сталкиваются наши клиенты, нам нужно, чтобы наших эмоциональных ресурсов было достаточно для того, чтобы мы могли помочь другим людям.

Но иногда это становится сложно.  Мы тоже люди и у нас тоже есть трудности, с которыми мы сталкиваемся, проблемы, которые иногда нам не удается решить, наши собственные эмоционально напряженные периоды, другие люди за пределами офиса, о которых нужно заботиться...

Забота о себе важна для всех, но в нашем случае это особая ответственность.

На этой мастерской я приглашаю вас познакомиться с mindfulness — практикой осознанности, которая занимает все больше места в области заботы о психическом здоровье и которая может помочь снизить риск эмоционального выгорания на выбранном нами профессиональном пути.

Я расскажу о своем опыте с практиками mindfulness и о том, как он помогает мне распознать первые признаки профессиональной усталости.  Вместе мы будем практиковать пару техник, которые помогут нам предотвратить эмоциональное истощение или справиться с ним, когда оно уже наступило.

Ксения Немировская

Когда деревья были большими, а я маленьким: разговор с внутренним ребёнком

Вы замечали, в каком ключе многие из нас говорят о детстве и о себе маленьком?

Иногда мы говорим в контексте детских травм и одергиваем себя, чтобы не наступить на больную мозоль.

Иногда говорим со снисходительностью или стеснением, ощущая собственные детские стремления и поступки как неловкие и наивные.

Иногда вспоминаем драгоценные моменты детских лет с грустью, будто навсегда с ними простились.

Нередко может быть фоновое ощущение, что жизнь себя маленького — это перевернутая страница.

А что, если это не вполне так? 

Что, если этот маленький ребёнок всегда с нами, на страже наших интересов, чаяний и безбашенно прекрасных задумок, даже в те моменты, когда мы не в силах их отстоять?

Что, если он помнит и может рассказать что-то такое глубинное и честное о нашей жизни, что мы забыли? И подсказать нетривиальные ходы в тех лабиринтах, где мы запутались?

Приглашаю вас на эту мастерскую, если вы соскучились по себе маленькому и хотите поговорить по душам с вашим внутренним ребёнком.

Анжела Кожухарь

Что было, как было? Что будет, как будет? (Психодраматическое исследование, как можно преодолевать сложности в трудные времена с опорой на себя)

Бывает так, что работаешь много лет психотерапевтом, набираешься опыта в личной и групповой терапии, вроде, многое понято, осознано, даже много раз приходилось преодолевать различные сложности... И тут такое — бац! — и пандемия: опыт, с которым, казалось, никогда не встречался. Это коснулось всех: ничего не понятно, резкое ограничение, высокий уровень тревожности, страха... А главное, как быть?.. Будет ли здоровье, работа, досуг?!

Мне казалось, что это уникальный опыт и что нужно будет заново «изобретать велосипед». Отчасти да... Чему это меня может научить?

По прошествии более полугода я поняла, что даже из этой очень сложной ситуации можно извлечь очень много полезного. Можно понять, как, выйдя из под родительской (государственной) опеки, можно сталкиваться со сложностями взрослой жизни и справляться с ними, опираясь на себя. Обрести уверенность, устойчивость, чтоб внутри звучало: «Я это хочу и могу делать!». И чтобы это служило в дальнейшем основой, на которую можно опираться!

Приглашаю вас в психодраматическое исследование, где можно будет встретиться со своей точкой сложности, понять немного больше про себя и как возможно преодолевать сложности в трудные времена с опорой на себя!

Приготовьте, пожалуйста, ручку и лист бумаги.

Бычева Елена

Готовность психолога к практической работе

«Я все время делаю что-то не то, может, психология — это не мое?»
«Я не готова работать платно, а вот бесплатно у меня получается лучше!»
Сил нет эти мучения слушать, я же еще тот спасатель. Но проработанный, и структурированный поэтому!
Приглашаю Вас на вебинар!

На нем мы последовательно разберем, что такое готовность к практической работе и каковы ее уровни.
Вы сможете определить, на каком уровне готовности Вы сами находитесь и — главное — из чего она состоит, готовность к практической работе, какие ее компоненты. Потому как от того, какой из них не сформирован, зависит то, что нужно делать и нарабатывать!

Мы поговорим о профессиональной идентичности и о том, как она формирует готовность.
К каждому теоретическому кусочку прилагается упражнение на рефлексию, осознание сложности и…
...Ну и конечно же, куда без «Что делать»? Поговорим про то, как системно формировать эту пресловутую готовность.

Жду Вас!
Приходите, если Вы намерены начать, а все не начинаете, потому как не понимаете, готовы Вы или нет!

Шибанова Ксения

Встреча с собой творческим и спонтанным: творчество как профилактика выгорания

На мастер-классе мы будем говорить о творческой части личности, которая есть в каждом человеке. Отправимся на встречу с собой в те моменты, когда вы наиболее полно, спонтанно и свободно себя ощущали. Встретимся с самим собой творческим, чтобы поразмышлять на волнующие вас вопросы и попробовать внести яркость и жизнь в то, что потеряло для вас краски и вкус. В какой-то момент мы будем рисовать, поэтому приготовьте что-нибудь, что вам нравится для рисования, — краски, карандаши, мелки или что-то другое. Это будет скорее клиентский мастер-класс, т. е. ориентированный на ваш собственный интерес к теме и ее исследованию на собственном опыте. Хотя некоторые мысли наверняка будут полезны и для вашей практики.

Интересно, что те методы психотерапии, в фокус которых попадает способность к творчеству и спонтанности, единогласно относят их к способностям и качествам здоровой личности. Это признак самоактуализирующейся личности в клиент-центрированной терапии, признак Self — центральной части человека, его сущности, — в системной семейной терапии, IFS. В экзистенциальном анализе Person обладает открытостью, свободой и созидательной активностью, что тоже непосредственно связано с творчеством. И, конечно же, в психодраме спонтанность имеет центральное значение и является необходимым условием психического здоровья.

Творчество — это активный процесс, в результате которого создается нечто новое и уникальное. Это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью. Спонтанность же, по мнению Морено, —  это ключ к творчеству. «Творчество, — пишет он, — это спящая красавица, которая для того, чтобы проснуться, нуждается в катализаторе. Таким катализатором творчества является спонтанность».

Быть в контакте со своей творческой частью — это быть в контакте со своей глубинной уникальной сущностью и через нее вступать в диалог с миром. Поэтому я считаю важным уделять внимание творческой части человека, исследовать ее и бережно за ней ухаживать.

Вторая часть названия мастер-класса говорит про профилактику выгорания. Я имею ввиду не только профессиональное выгорание, но и потерю вкуса в разных других сферах деятельности. Когда стало серо, скучно, плоско, неинтересно в чем-либо — в повседневности, отношениях, работе, увлечениях или чем-то другом. Когда потерялся вкус у того, что ранее вызывало аппетит и интерес. Когда уходит творчество и спонтанность, жизнь приобретает серый оттенок, появляется ригидность, заданность, предсказуемость, стереотипность, несвобода. Спонтанность же позволяет оставаться открытым ко всему новому, что возникает внутри и снаружи, быть чутким к изменениям и свободно выражать свою уникальную сущность в творческом акте.

Я убеждена, что каждый человек способен к творчеству и наверняка хотя бы однажды ощущал себя в этом процессе. Психотерапия же — это очень творческий процесс, когда под каждого человека, на каждой сессии создается нечто новое и неповторимое. И в каждый момент важно оставаться чутким к изменениям и открытым к новому взгляду. Поэтому предполагаю, что все участники конференции очень творческие люди. И тогда контакт со своей творческой и спонтанной частью становится особенно важным.

  Поделиться этой страницей: